Детские страхи до 7 лет.

Страх - базовая эмоция человека. Страх служит нам сигналом, предостерегающим, как реакция на действительную или воображаемую опасность, для самосохранения.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями, имеют временный характер при верном отношении к ним, понимании причин приводящих к их возникновению. В случаях, когда страх сохраняется продолжительное время, можно говорить о:
• нервной ослабленности ребенка;
• сложных семейных отношениях;
• неправильной позиции родителей в отношении ребенка.
Поэтому чрезвычайно важно проработать детско-родительские отношения и внутрисемейный эмоциональный климат.

Типы детских страхов по возрастным периодам:
С рождения и до 6 месяцев дети испытывают рефлекторный страх перед резкими звуками, резкими движениями со стороны взрослых, перед приближением больших предметов, потери опоры (падения).
С 6-12 месяцев появляется страх перед долгим отсутствием мамы, боязнь незнакомых людей.
От 1 до 2 лет ребенок испытывает страх боли, страх перед животными, движущимся транспортом, темноты, страх одиночества.
От 2 до 3 лет у ребенка появляется страх, что бросят родители, ребенок испытывает страх высоты, страх перед врачами, страх темноты, боязнь оставаться одному.
От 3 до 5 лет ребенок испытывает страх одиночества, страх темноты, боязнь замкнутого пространства, страх перед наказанием, связанный с запретами родителей, страх перед сказочными персонажами (Баба-Яга и т.д.)


Обратите внимание, что в дошкольном возрасте, доминируют основные страхи: страх оставаться одному, боязнь темноты.

Исходя из перечисленного, можно сделать вывод, что страх является неотъемлемой частью жизни ребенка.

От 5 до 7 лет появляются страхи, связанные с природными явлениями: гроза, глубина. Страх перед кошмарами. Страх получить плохую оценку, быть неуспешным, непринятым сверстниками. Страх потерять родителей, страх смерти связанный с тем, что в данный возрастной период ребенок начинает осваивать такие понятия, как время и пространство, соответственно ребенок делает для себя открытие того, что жизнь родных и его жизнь имеет начало и конец, что в свою очередь порождает тревожность. Исключением являются дети, родители которых стараются защитить ребенка, создавая огороженный от реальности мир. Такая позиция родителей может привести к тому, что по мере взросления ребенок будет проявлять неадекватные требования к себе, другим и окружающему миру.


Причиной появления страха у ребенка так же может служить конкретный случай, который произошел с ребенком или с кем-то из близких родственников. Например, ребенок оставался один в темной комнате или один дома, укусила собака и т.д..

Игнорирование страхов ребенка может привести к его невротизации.

Важно обращать внимание на поведение ребенка, в каких ситуациях проявляется, тревожность, страх.
Ребенок тонко чувствует эмоциональное состояние взрослого, если близкий взрослый тревожится, ребенок перенимает это состояние на себя.

Важно относится с терпением и пониманием к страхам вашего ребенка. Ребенок, ощущающий любовь, получающий поддержку от взрослых «перерастает» свои страхи.

Нельзя:
• Винить, наказывать ребенка за то, что он боится.

• Пугать сказочными персонажами «Если ты не ляжешь спать, тебя утащит серый волк».

• Внушать ребенку, что он может заразиться какой-либо болезнью.

• Изолировать ребенка от реального мира.

• Гиперопекать его, ограничить его самостоятельность.

• Предоставлять полный доступ к просмотру телевизора и доступ к компьютеру. Родителю важно предварительно ознакомиться с содержанием того, что будет просматривать ребенок.


Необходимо выяснить причину страхов.


Немаловажным в диагностике и коррекции детских страхов является работа психолога. В работе психолога для решения задач диагностики и коррекции используют ряд методик, при использовании которых учитываются психологические и возрастные особенности ребенка.
Используемые методики:

1. Беседа;
2. Наблюдение;
3. Проективные методы - рисование, лепка, игра и т.д.

Как можно помочь ребенку «Расправиться» со страхом?


Нарисовать или вылепить свой страх, рисунок может показать то, что пугает ребенка. В случае, если ребенок отказывается или не готов рисовать, родителю можно присоединиться к процессу рисования, нарисовать самому, продемонстрировать ребенку как можно « Расправиться» со своим страхом:

1. Лучший способ сделать страх смешным, пририсовать смешные ушки, носик, бантик, «ветер, который сдул злого кощея». Важно, чтобы ребенок попытался это сделать сам и предложил свой вариант, как можно сделать страх смешным. Если ребенок все же отказывается рисовать, не надо настаивать иначе ребенок «закроется».
2. Еще один способ « Расправиться» со страхом, чтобы ребенок порвал рисунок на мелкие кусочки или закопал его в землю.

Хорошо проиграть с ребенком пугающее событие. Игра - способ выражения чувств, способ безопасного для ребенка моделирования окружающей действительности. Благодаря игре происходит эмоциональное отреагирование негативных эмоций.
В игре можно помочь ребенку, найти способ победить свой страх. Игра – естественный для ребенка способ выразить себя, B игре ребенок способен переживать свой страх заново (понарошку), благодаря этому снижать остроту переживания. В игре ребенок может почувствовать себя сильным, способным победить «врага».

Примеры игр, этюдов:

1. Страшный сон.
Кукла –ребенок ложится спать, и вдруг... в темном углу появляется что-то страшное (привидение, волк) желательно, чтобы ребенок сам назвал персонаж. «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены, продемонстрированны в игре), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне...
2. Этюд Грoзa .
Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.

Играйте вместе с ребенком, если ребенок не готов к игре не надо настаивать, для начала ребенок может выступать в качестве зрителя, а взрослый проигрывать сценку.


Сказкотерапия. С ребенком необходимо разговаривать на простом и доступном для него языке. Совместное чтение сказок – простой и интересный способ получить знания о мире и о взаимоотношениях в нем, где персонажи приобретают положительные и отрицательные качества. Можно работать уже с написанной сказкой или сочинить ее совместно с ребенком.

1. В сказкотерапии необходимо познакомить ребенка с персонажами, чтобы ребенок смог понять характер каждого. Хорошо, если главный герой будет похож на ребенка.
2. После подробного описания героя, он обязательно сталкивается с определенными трудностями, схожими с трудностями ребенка.
3. По сюжету должно присутствовать несколько вариантов выхода из ситуации. Каждую возможность нужно подробно рассмотреть. Ребенок сам может предложить выходы, к которым родителям стоит прислушаться.

4. Кульминация — главный герой обязательно справляется с трудностями, знакомится с новыми друзьями.
5. В финале положительный герой одерживает победу.

Примеры существующих сказок для преодоления детских страхов:
1. «Красная Шапочка»
2. «Гуси-лебеди»
3. «Волк и семеро козлят»
4. «Баба Яга»

Храмцова Эвелина